Хроника полета, часть 2 – Гости

 

Хроника полета - фото 3324 июня в 20.30 – старт космического корабля «Союз Т-6». Экипаж: Владимир Джанибеков – командир, Александр Иванченков – бортинженер, Жан-Лу Кретьен – космонавт-исследователь, гражданин Франции. Их позывной – «Памир». На следующий день успешно прошла стыковка с космической станцией «Салют-7».

 

 

Хроника полета - фото 1525 июня – 2 июля – совместная работа экипажа космической станции и экипажа Экспедиции посещения-1. Совместная работа воспринималась на официальном уровне как важный факт сотрудничества двух стран, что было отмечено в официальных приветствиях экипажам от главы СССР Л.И. Брежнева и президента Франции Ф. Миттерана. В ответном заявлении Ж.-Л. Кретьен сказал, что в космос он берет с собой великий девиз французской республики: «Свобода. Равенство. Братство». На станцию пришли уникальные люди, сильные характеры. С Владимиром Джанибековым Анатолия Березового, помимо прочего, связывала долголетняя  дружба: они вместе пришли в отряд космонавтов, шли  в одном направлении, хотя их космические  судьбы сложились по-разному. В.Джанибеков, талантливый и  надежный человек, всегда пользовался уважением и симпатией.

хроника полета - фото 22А Жан-Лу Кретьен вполне соответствовал нашему представлению о французах: улыбчивый, подвижный, обаятельный, с огромным чувством юмора, мгновенной реакцией летчика, талантом упорно и длительно работать  на результат.
Адаптация «Памиров» прошла быстро – все трое наутро съели по две порции завтрака. Началась напряженная неделя совместной работы: исследования, эксперименты, репортажи. Первый день был отдан биологическим исследованиям. Кретьен выступал не только исследователем, но и «подопытной свинкой» как новичок в космосе. Все параметры его организма измерялись столь досконально, что в конце испытаний Кретьен надел огромную резиновую маску Квазимодо, которую привез с собой и в таком виде предстал перед наземными врачами на сеансе связи как бы говоря «Вот что с нами делает медицина». А в этот первый день дождь шел в Москве и в Париже. Но большому экипажу «Салют-7» практически не остается времени смотреть в иллюминатор: рабочий день длится с 9 утра до 12 ночи, на личное время дается только час. Разместиться удалось довольно удобно: Кретьен спал на потолке, а Джанибеков и Иванченков на разных вертикальных стенках. На другой стенке отдыхал основной экипаж станции. В космосе помещение используется на всех четырех плоскостях.

2 июля — экипаж Экспедиции посещения-1 благополучно приземлился в степи Казахстана. Анатолий  Березовой и  Валентин Лебедев продолжили  свою работу на орбите.

9 -12 июля – стыковка с новым транспортным кораблем Прогресс-14, снова перекачка топлива и воды, перенос грузов.

Хроника полета - фото 18Перед выходом в открытый космос начались астрофизические исследования. Редкие фотографии кометы Остина, исследования космоса в рентгеновском диапазоне, съемки звездного неба – новая серия астрономических исследований не давала места грустным настроениям после ухода экспедиции посещения. Шел третий месяц пребывания на орбите. Экипаж начал готовиться к запланированным работам в открытом космосе.

Хроника полета - фото 830 июля – Выход в открытый космос (хроника полета- фото 8, фото 11, фото 18).
Здесь главное – как работать в скафандре. Скафандр «Орлан», предназначенный для работы в безвоздушном пространстве, напоминает небольшой шкаф. И входят в него соответственно – в люк со спины. Космонавты не «надевают» скафандр, а «входят» в него. В спинном люке («ранце») размещены запасы кислорода, воды, вентиляторы, насосы и проч. – так что снаружи нет никаких шлангов, тросов и проч., чем можно зацепиться и вызвать аварию. Скафандр полностью автономный, словно индивидуальный космический корабль, рассчитанный примерно на 6 часов работы. Основной его корпус металлический и неподвижный, а «руки» и «ноги» снабжены специальными разрезами, позволяющими подогнать такой «шкаф» под фигуру каждого космонавта. Совершенно индивидуальные у него только перчатки, они изготавливаются отдельно для каждого космонавта, чтобы он мог выполнить достаточно тонкую работу, находясь в скафандре. Ими даже можно взять, например, ручку и что-то записать, если бы этим космонавты стали заниматься в космосе. Вот почему у каждого космонавта особенно трепетное отношение к перчаткам от скафандра, они всегда берут их после полета – ведь никому другому эти перчатки уже подойдут.

Хроника полета - фото 30Космонавты тренируются для работы в скафандре в Центре подготовки, погружаясь в нем в большой бассейн для имитации невесомости. Но на орбите тренировок нет, и любая ошибка может привести к трагедии. С наружной поверхности станции снимаются приборы и оборудование, которые были предназначены для работы и экспериментов в открытом космосе. Со времени первого выхода в открытый космос А.А. Леонова космонавты в открытом космосе выполняют определенные эксперименты. У Г.С. Титова в полетном задании когда-то было записано: «попробовать поспать», «попробовать поесть», а теперь, например, пишут: «провести эксперимент с прибором «Медуза», «проверить надежность резьбовых соединений» и т.п. И впечатления приближены к земным. На вопрос о впечатлении, о картине открытого космоса в теневой части орбиты Березовой ответил: как в деревне – полная темнота, далекие маленькие огоньки и только окошко (иллюминатор) собственного «дома» светится. По просьбе французского космонавта Жан-Лу Кретьена Лебедев выпустил с рук в открытом космосе капсулу с автографами – самый маленький спутник Земли.

Хроника полета - фото 3419 августа – старт экспедиции посещения-2  на космическом корабле «Союз Т-7». Экипаж: Леонид Попов – командир, Александр Серебров – бортинженер, Светлана Савицкая – космонавт-исследователь. Позывной – «Днепр». Светлана Савицкая, мастер спорта и чемпион мира по высшему пилотажу, парашютистка, летчик-испытатель тогда была второй женщиной-космонавтом после В. Терешковой. Кстати, название профессии – космонавт – одно из немногих, которое не имеет женского рода.

Хроника полета - фото 720-27 августа – после успешной стыковки с Салютом-7 началась неделя совместной работы двух экипажей на борту. Это были сотые сутки полета основного экипажа. По традиции, командиром объединенного экипажа на борту станции становится командир основного экипажа. Так что Березовому довелось командовать экипажем из пяти человек, одним из которых была вторая женщина-космонавт Светлана Савицкая. Земные стереотипы сработали и в космосе. Перед «вплыванием» в станцию Светлана причесалась, а Березовой и Лебедев надели новые комбинезоны для встречи «гостей». Основной экипаж встретил гостей букетом из арабидобсиса, выращенного на станции. Правда, в конечном итоге космический букет попал на земле к биологам, поскольку в ходе эксперимента арабидопсис впервые за время длительных полетов не только зацвел в космосе, но и дал семена.

неформальное - байки - фартук для космонавта 1Еще на Земле, готовясь к полету, по совету А. Леонова, приготовили подарок для будущей «космической сестры» — красивый голубой кухонный фартук. А за три месяца полета созрела тайная надежда, что Савицкая как женщина наденет фартук и возьмет на себя изрядно надоевшие обязанности на «кухне» станции. Не тут-то было. Светлана за фартук поблагодарила, но тут же предложила бытовыми делами заниматься по очереди – ведь программа исследований для экспедиции посещения очень насыщенная. Так что космонавтика не делает различий ни по полу, ни по возрасту, ни по национальности – задачи для всех одни. А фартук Светлана использовала для выполнения некоторых экспериментов. Как правило, вопросы журналистов Светлане на сеансах связи не отличались оригинальностью и все время крутились вокруг ее «женского» восприятия полета. Ей приходилось раз за разом терпеливо разъяснять, что в космосе нет «мужской» и «женской» работы.

По словам Березового, совместный экипаж вел настоящую «охоту за открытиями». В объектах для астрофизических съемок значились туманность Андромеды, туманность Магеллановы облака, метеоритные потоки и другие интересные объекты.

27 августа «Днепры» благополучно возвратились на Землю, а экипаж Салюта-7 продолжил полет. И «гостей» больше не предвиделось.

Одиночек-космонавтов не бывает. Это – командные люди.

 

left-arrowХроника полета, часть 1 — Старт и первые работы на станции right-arrowХроника полета, часть 3 – Продолжение полета, посадка