Байка №2 — Можно ли летать на пылесосе
Невесомость, в условиях которой человек находится на космической станции, заставляет менять многие привычки и опрокидывает устойчивые представления о назначении предметов. К примеру, упаковка космических продуктов в небольшие емкости вызвана как раз тем, что еда в невесомости сопровождается существенным неудобством. Когда мы садимся за стол обедать, нас окружает множество предметов: чашка, ложка, вилка, хлеб, салфетка, нож, бифштекс… А в условиях невесомости все эти предметы приобретают свойство свободно летать вокруг вас. Космонавту просто не хватает рук, чтобы удержать около себя все предметы для приема пищи. Приходится в одной руке двумя пальцами держать ложку, еще двумя – тубу с соком, еще – кусочек хлеба и т.д. Но самое неприятное – это возникающие при приеме пищи крошки. Мало того, что они летают вокруг тебя и норовят попасть в нос или в глаз; они могут серьезно повредить приборы на станции, а отыскать и извлечь их очень трудно. По этой причине на станции «Салют-7» мы приспособились есть с включенным пылесосом. Работающий пылесос не давал крошкам разлетаться по станции. Но оказалось, что и эта новая функция пылесоса не была последней.
Поскольку наш с В. Лебедевым полет на станции относился к категории длительных экспедиций (мы летали 211 суток), Центр управления полетами еженедельно проводил для нас «психологические» сеансы связи. На них приходили наши жены, дети, а также друзья, артисты, музыканты. Считалось, что это укрепляет нашу психологическую устойчивость и помогает переносить оторванность от земной жизни. Правда, поскольку наши родные переживали и тревожились гораздо больше, чем мы, занятые работой, то нередко именно нам приходилось демонстрировать психологическую устойчивость, чтобы развеселить гостей. Моим детям тогда было 8 и 12 лет, и они еще не готовы были осознавать, что такое космические полеты и что там делает папа.
Один из семейных сеансов пришелся на день рождения моей дочери, которая совсем недавно пошла в школу. Мы с Валентином долго думали, чем ее удивить и заинтересовать с точки зрения образования. В конце концов решили продемонстрировать принцип движения ракеты на примере… пылесоса. Как известно, во время работы пылесос с одной стороны всасывает воздух вместе с пылью, а с другой стороны – выбрасывает струю воздуха. В условиях невесомости пылесос начинает двигаться, подобно ракете, опираясь на выбрасываемую струю. Сеанс связи начался, мы начали объяснять, что происходит с работающим пылесосом в невесомости. Но звук то и дело пропадал, и моя восьмилетняя дочь ничего не понимала, уже почти плакала. Тогда Валентин внезапно сел верхом на пылесос и включил его! «Полет» был кратковременным, т.к. этот «космический аппарат» легко переворачивался, но какой смех мы услышали с земли от детей! Трудное объяснение сразу стало понятно, а его демонстрация вызвала аплодисменты! Потом Центр управления полетами всерьез предлагал нам провести целый урок для школьников о принципах движения ракет в космосе. Так что на космической станции любой предмет может выполнять множество разных заданий. Как, впрочем, и сам космонавт.
А.Н. Березовой
Летчик-космонавт
Байка №1 — Как согреться на космической станции | Байка №3 — Фартук для космонавта |